ПРО ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ |
шедевры практикума | посетите наш театр | узнайте всё об МХК | побывайте на премьере |
|
Некоторые разъяснения концепции преподавания предмета "Мировая художественная культура" в школе "Интеллектуал" Перед каждым учителем МХК стоит трудная задача: как учить, чтобы огромный теоретический материал истории культуры ожил для школьников, чтобы в полной мере проявилась сила духовного воздействия искусства? Как помочь детям не просто понять, усвоить, запомнить, а постичь, т. е. освоить в собственных переживаниях-размышлениях основную идею произведения? Ведь освоение духовных ценностей, выработка собственных отношений к жизни, в отличие от усвоения знаний, требует работы не только аппарата познания, а, прежде всего — наших чувств. Теоретический курс и курс практикума по МХК – две части комплексной программы углублённого курса. Многие из наших учеников старшеклассников выбирают научную карьеру. Давайте ответим на вопрос: в чём коренное различие между работой Ученого и Творца? Главное различие между работой Ученого и Творца в том и состоит, что учёный может великолепно объяснить явление. Художник же пригласит своего зрителя, слушателя, читателя пережить это явление, — внутренне, всей своей сущностью. В этом граница между научным и художественным описанием любого события: в первом случае мы наблюдаем его со стороны, как факт чужой жизни; во втором — переживаем, как факт собственной жизни. Не сухая историческая лекция об особенностях современной художнику общественно-экономической и политической жизни, а создание яркого, эмоционального образа эпохи с характерными для нее социальными противоречиями, идейными и художественными спорами — вот что должно составлять творческую задачу учителя на этапе подготовки школьников к непосредственному общению с произведениями искусства. Процесс эмоционального переживания состоится только тогда, если педагог сможет предложить ученику погружение в ту эпоху, в которой жил автор произведения, увлечь школьников живым творчеством. Так возникла идея организовать на уроках не просто изучение того или иного художественного произведения или направления в искусстве, а предложить ученикам постичь процесс творчества в контексте определённой эпохи. То есть самим выполнить произведение искусства в соответствующем эпохе художественном стиле или с применением специальной технологии. Таким образом, обеспечить проникновение в атмосферу, причем проникновение не рассудочно-аналитическое, с позиции стороннего наблюдателя, а непосредственное, основанное на психологии сопереживания. Почему идея практикума осуществилась именно в школе «Интеллектуал» и зачем этот предмет нужен? В учебном плане общеобразовательных школ России на базовое изучение предмета Мировая художественная культура отводится один урок в неделю в течении пяти (с 7 по11 класс) или двух (10-11 класс) лет. 36 уроков в учебном году. То есть в лучшем случае за 180 часов мы предлагаем нашим ученикам познать в историю и культуру современной цивилизации. Пять веков и 180 часов. Это означает, например, что культуру Древней Греции мы «пробежим» за один или в лучшем случае за пять уроков. Понятно, что в таком варианте состоится лишь обзорное знакомство учеников с богатейшим культурным наследием человечества. Для последовательного изучения предмета и преодоления фрагментарности необходимо найти дополнительное время для осмысления материала. Программа и методика преподавания МХК в школе "Интеллектуал" реализует комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В ходе преподавания идёт процесс интеграции впечатлений и информации, полученных школьником вне школы, их отбор, осмысление, обобщение и оценка. Всё это позволяет учителю воссоздать в представлении ученика единую целостную картину эпохи, широкую картину жизни и таким образом активно влиять не только на процесс познания культуры, но и на воспитание чувств молодых людей. Вот и определился важнейший принцип нашей программы: знания, необходимые ученику для общения с искусством, для понимания его языка, раскрываются в процессе непосредственного общения учеников с искусством, «изнутри» искусства. Познание законов искусства легче даётся при непосредственной попытке оказаться на месте творца, художника, литератора, театрального режиссёра. Этот принцип заложен в структуре теоретического курса в содержании тем, в логике и содержании уроков и реализуется не только через анализ иллюстраций на лекции, экскурсии в музей или инсценировки текстов на семинаре. Принцип «непосредственного общения с искусством» наши педагоги стараются соблюдать в процессе изучения теоретического материала курса, но особым образом этот принцип реализуется в уроках практикума по МХК. Теоретический курс и Практикум – два главных компонента обучения мировой художественной культуре в школе «Интеллектуал». |